Французская живопись

Булонь, Валантен де

    Валантен де БУЛОНЬ
(3.01.1591-1632)

    Валантен один из наиболее значительных французских живописцев 17 века. Он принадлежит к плеяде римских французов: мастеров, которые достойнейшим образом представляли национальную школу Франции, постоянно обитая в Риме, как Пуссен, Клод Лоррен и некоторые другие.
  Интернациональный Рим, всеевропейская столица искусств, принимал очень многих мастеров из разных стран: там жили выходцы из Голландии и Франции, Германии и славянских стран, туда приезжали самые великие мастера: Рубенс, Веласкес, и, вероятно, Жорж де ла Тур.
   Валантен де Булонь оказался в Италии в возрасте двадцати с небольшим лет. Первое, что его там поразило и привлекло не античное искусство и даже не Ренессанс, а только что произошедшая художественная революция Караваджо. В то время появление этого нового искусства еще не называли такими словами, как революция или начало новой эпохи. Но всеобщее внимание, не всегда сочувственное, а зачастую и недоброжелательное, было привлечено к картинам Караваджо, который отказался от идеального исправления натуры и настойчиво утверждал прямое видение и полную достоверность в передаче реальности как она есть, с ее грубостью и неправильностью. Притом в этом искусстве присутствовали и чисто итальянская величавая монументальность, и итальянская страстность.
   Французские живописцы тех времен, да и времен более поздних, меньше поддавались гипнозу караваджизма, чем художники Голландии или Испании. Что касается Пуссена, то он, судя по некоторым данным, вообще отрицательно относился к идеям и принципам Караваджо, хотя раз или два все же попытался применить в своих картинах приемы своего антипода.
  Французы больше тяготели к классицизму, к разумной стройности и просветленной гармонии античности и Рафаэля. И все же такие французские художники, как Робер Турнье, Клод Виньон, Валантен де Булонь, вносят важный вклад в продолжение и развитие художественной революции искусства, обращенного к натуре и непосредственности выражения.
   Валантен написал большую Аллегорию Рима, картины на евангельские сюжеты (превосходное Отречение Петра из московского Музея изобразительных искусств). Писал он и образы святых. И все же более всего он прославился среди своих современников и привлекает сегодня внимание зрителей своими жанровыми произведениями, изображающими концерты, игроков в карты или кости, посетителей трактира. Таковы Шулер из Дрезденской галереи, Концерт из Лувра и знаменитое луврское Гадание. В этих и других работах Валантен выступает достойным наследником Караваджо и в то же время современником и сотоварищем Пуссена, которого близко знал.
    Строгая и разумная простота композиции господствует в картине Гадание. И другие произведения Валантена своим построением напоминают классический барельеф: ни одна фигура, ни одна деталь не вырываются за пределы стройно организованной пространственной структуры. Композиции Валантена триумф логичности, уравновешенности и простоты.
   Очевидна связь искусства этого художника с французской традицией, хотя лишь приблизительно можно говорить о философской направленности произведений Валантена. Для французской живописи, начиная с Жана Фуке, разум и размышление суть важнейшие вещи в картине.




 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись | Итальянская живопись  | Голландская живопись | Драгоценные камни



 Рейтинг Сайтов YandeG  
Интернет магазин картин Продажа картин Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования