Французская живопись

Якоб Йорданс. Продолжение

      Благодаря покровительству Рубенса Йордане сумел довольно быстро проделать путь от безвестного «вольного художника» до одного из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. В 1628 году (нашему герою было всего лишь тридцать пять лет) он уже получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина.
   В 1634—35 годах Рубенсу было поручено руководить работами по украшению Антверпена к приезду нового наместника Фландрии, кардинала инфанта Фердинанда. В обязанности художника входило не только создание набросков, но и курирование всего проекта в целом: он должен был командовать целой армией живописцев, ремесленников, плотников, сооружавших арки и помосты. К руководству работами Рубенс привлек и Иорданса, разделившего с ним и хлопоты, и почести, связанные с ними. По всей видимости, именно этот грандиозный проект подкосил здоровье Рубенса, дотоле не доставлявшее ему никаких хлопот. В 1640 году он умер от сердечного приступа в возрасте шестидесяти двух лет.
    После его смерти Йордане остался единственным крупным мастером фламандского «большого стиля». Антонис Ван Дейк скончался совсем молодым (ему было всего сорок два года) 9 декабря 1641 года. Правда, жил и здравствовал Снейдерс, но он, работая почти исключительно в жанре «роскошного натюрморта», не составлял конкуренции нашему герою. О том, что Йордане считался как бы «живописным наследником» Рубенса, красноречиво говорит то, что именно ему передал английский король Карл I заказ на создание картин для замка в Гринвиче, ранее адресованный Рубенсу. Картины эти не сохранились, но сам факт наличия такого заказа в биографии Иорданса позволяет предположить, что в начале 1640-х годов он мог побывать в Англии (никаких документов, подтверждающих или опровергающих эту поездку, не сохранилось).
   Судя по всему, Йордане вообще очень редко выезжал за пределы Антверпена. Так, он, в отличие от Рубенса и Ван Дейка, никогда не бывал в Италии и, похоже, не стремился побывать там. Все свои досуги (а их было очень немного, ведь сразу по окончании учебы он начал работать в мастерской Рубенса, а после его смерти организовал собственную мастерскую) он посвящал благоустройству своего антверпенского дома. В 1640-х годах он позволил себе, наконец, то, о чем уже давно мечтал: купил стоящие вплотную к своему дому здания и значительно расширил и мастерскую, и жилые помещения. Эта перестройка сохранилась в общих чертах и до наших дней.
   В 1645 году Иордане перешел из католичества в кальвинизм. Что подтолкнуло его к этому решению — до конца не ясно. Любопытно, однако, не столько это, сколько то, что после своего «обращения» он не лишился заказов католической церкви. Это еще раз свидетельствует о том, сколь велики и непоколебимы были его слава и уважение к нему.
   Весьма активно работал мастер и по официальным заказам, причем не только «фламандского происхождения». В 1651— 52 годах он создал два декоративных полотна для гаагского дворца Хей-тен-босх, в 1661 году приступил к работе над композицией для амстердамской ратуши. Довольно много приходило к нему «предложений о сотрудничестве» из Швеции и Дании. В последней, кстати, обосновался единственный сын нашего героя, тоже Якоб и тоже художник. Достигнув совершеннолетия, он не пожелал оставаться в мастерской отца, под его крылом, и решил пытать счастья в далеком Копенгагене. Однако «самоутвердиться» ему так и не удалось — всю жизнь в нем видели не «Якоба Йорданса», а «сына Якоба Йорданса».
   С середины 1660-х творческая активность мастера пошла на спад. Современники вспоминают, что в свои 70 лет он выглядел «бодрым, жизнерадостным стариком» (несомненно, он мог бы в эту пору послужить неплохой моделью для собственных картин из серии «Король пьет!»), однако глаз уже был не тот, да и рука временами дрожала. Все чаще он перепоручал работу над заказами своим ученикам, делая для них только наброски. В 1670-е годы он уже фактически ничего не писал. 18 октября 1678 года художник умер. Чтобы предать тело Йорданса земле по протестантскому обряду, его родственникам и друзьям пришлось немало похлопотать: мастера похоронили в небольшом голландском городке на границе с Фландрией.

 

Назад

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись | Итальянская живопись  | Голландская живопись | Драгоценные камни



Сварка оцинкованных труб. Труба 154 х45 оцинкованная сталь2пс 3сп 10 2кп2 кг.;Битрикс создание портала В наличии техника РМ-Терекс в Москве на сайте официального дилера. | перевозка крупногабаритных и негабаритных грузов по РФ

 Рейтинг Сайтов YandeG  
Интернет магазин картин Продажа картин Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования