Французская живопись

Морис Утрилло

    Морис Утрилло (фр. Maurice Utrillo, 25.12.1883 г., Париж — 05.11.1955 г., Дакс) — французский живописец-пейзажист.
   Творчество Мориса Утрилло значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром он принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов. Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги.
   До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Поначалу занимаясь искусством под давлением матери, старавшейся приохотить сына к какому-то ремеслу, Морис вскоре увлекся живописью: всю жизнь она помогала ему преодолевать тоску и безнадежность.
   Утрилло писал Монмартр, этот по его словам "оригинальный квартал Парижа с его провинциальными уголками и нравами богемы". Там, в стороне от центральных площадей и бульваров столицы Франции начала XX века он открыл красоту захолустных улочек, живописность черепичных крыш и потрескавшихся стен.
   Наиболее интересный и плодотворный период в искуссве Утрилло - это 1910-е годы. Ранее наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Но мировую славу принесли Утрилло виды Монмартра. При всей поэтической обыденности Монмартр в интерпретации Утрилло постоянно вызывает чувство щемящей горечи. Улицы пустынны, люди как будто спрятались в неуютных домах с плотно закрытыми дверьми и спущенными жалюзи. Земля закованна в тяжелый панцирь брусчатых мостовых, здания зияют слепыми провалами окон, топорщатся колючими оградами. Человек, бредущий по этим безлюдным улицам, мимо этих равнодушных зданий, должен остро чувствовать свое одиночество и неприкаянность. Горькая пустота, тоскливое беспокойство витает в этих мирных провинциальных уголках. Утрилло великолепно чувствует фактуру оштукатуренных стен, изъеденного временем камня, шероховатого песчаника. Чтобы живописно передать все это, он пишет не просто маслом, но мешает его с песком, добавляет клей, известь, накладывает кусочки мха, листики бумаги. Он работает пастозно, густо, порою наносит краску на холст ножом, разглаживает ее пальцами. С помощью белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака художник создает утонченную, деликатную и очень насыщенную цветовую гамму. Упрощая реальные формы, он сводит очертания предметов к их основе, свободно обобщает контур. Часто на первом плане изображена плоскость ограды или стены дома. В контрасте с этой весомой, фактурно выявленной поверхностью очертания уходящих в глубину строений и редких деревьев приобретают особенную остроту. Живописные пятна чередуются с резкими графическими линиями, вертикали с горизонталями, объемы с пустотами.



 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись | Итальянская живопись  | Голландская живопись | Драгоценные камни



преобрести документ паспорт

 Рейтинг Сайтов YandeG  
Интернет магазин картин Продажа картин Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования